Центр Консалтинга

  • Факторы интернационализации интеллектуальной собственности

  • Все публикации
Еременко А.В. // Материалы III Международной конф. студентов, аспирантов и молодых ученых "Научно-техническое развитие: экономика, технологии, управление". - К.: Агенство "Книга памяти Украины", 2004.

Интеллектуальная собственность со времени своего возникновения имела интернациональный характер и нуждалась в международной координации соответствующих национальных законодательств во многих странах. Интернационализация экономики связана с появлением бизнес структур в производстве, торговле, сфере услуг и т.п., которые размещены на территории нескольких стран. Отличия в нормативно-правовой базе, уровни экономического потенциала, ментальности населения этих стран обусловливают необходимость внесения существенных изменений в организацию и функционирование интернациональных бизнес структур в сравнении с традиционными, которые расположены в пределах лишь одной страны.
Эти отличия касаются, прежде всего, процедур обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности. Заметим, что функционирование указанных бизнес структуры связаны с перемещением материальных, информационных и финансовых потоков по странам, законодательство которых в сфере охраны интеллектуальной собственности часто не совпадают. Необходимость единого правового обеспечения процессов функционирования бизнес- структур можно считать одной из задач, решение которой будет содействовать интернационализации экономики.
Если страны являются членами ВТО, то эта задача регламентируется требованиями соглашения ТРИПС. Однако это допущение не являются типичными. Достаточно распространены случаи, когда одна или больше стран не входят в ВТО. Тогда необходимая тщательная разработка механизмов прохождения материальных потоков через границу, задержки партий товаров, которые нарушают авторское и/или патентное право независимо от особенностей его трактования национальным законодательством; оценки стоимости контрафактных товаров.
Нужно также отметить, что эффективное функционирование интернациональных бизнес-структур возможно только при достаточном уровне их информатизации. Это объясняются тем, что практически вся необходимая информация, без которой невозможен современный менеджмент и маркетинг, размещенная в базах данных компьютеров информационных систем указанных структур. Данная информация непосредственно связана с экономическими интересами, которые из коммерческих соображений должны храниться в тайне , и содержит сведения о финансовой, организационно-производственной, управленческой, научно-технической деятельности предприятия, банка, корпорации. Эти сведения являются результатом творческой деятельности персонала и является нетрадиционным объектом интеллектуальной собственности - коммерческой тайной. 
Если учесть повсеместное использование информационных систем, а также сетевых технологий, то можно считать, что обеспечение  защиты коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности является одной из основных задач, которые присущи интернационализации современного бизнеса. Актуальность задачи определяется также широким распространением электронной коммерции и, в частности, практикой проведения банковских операций через сеть ІNTERNET.
Таким образом, формально интернационализация связана с формированием товарных, финансовых и информационных потоков, которые проходят через разные границы и информационные сети, которые характеризуются разными правом, уровнем экономического развития, ментальностью населения (правовой культурой). Эти факторы влияют на процесс обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности, которые перемещают с одной стран в другую.
Проведенный анализ характера и тенденций развития современного бизнеса, связанных прежде всего, с его интернационализацией и интенсивным использованием новейших технологии и анализ факторов, которые обеспечивают защиту объектов интеллектуальной собственности, и факторов что нарушают права объектов интеллектуальной собственности, позволяет утверждать:
  • научно-технический прогресс и уровень цивилизованности общества в значительной мере зависят от его (общества) творческого потенциала, от количества и качества произведенных интеллектуальных продуктов;
  • международное разделение труда и сопровождающий его рост числа конкурентов заставляют компании увеличивать инвестиции в научно-технические разработки, результатом которых являются создание принципиально новых продуктов с более привлекательным для потребителя соотношением цена- качество;
  • специфика научной, технической и производственной деятельности в современном бизнесе приводит к изменению характера интеллектуального труда. Повышается удельный вес коллективного интеллектуального труда, что нашло отображение в практике создания объектов интеллектуальной собственности авторскими коллективами при финансировании их работ заказчиком. Информатизация общества содействовала появлению новых объектов интеллектуальной собственности - программных продуктов и баз данных;
  • выход национальных компаний на внешние рынки нуждается в более надежной охране промышленной собственности и защиты от действий недобросовестной конкуренции. К подобным действиям принадлежат: неправомерное использование товарных знаков, а также географических указаний происхождения товаров: воспроизведение внешнего вида товаров других субъектов хозяйственной деятельности без их согласия; применение рекламы, которая использует недопустимые сравнения и т.п.;
  • интеллектуальный характер ІNTERNET усложняет возможность согласования национальных законодательств по защите объектов авторского права и тем самым делает размещенные в нем объекты особенно впечатлительными уязвимыми с точки зрения нарушения прав интеллектуальной собственности;
  • усовершенствование существующих механизмов защиты объектов интеллектуальной собственности с учетом фактора глобализации - это согласования законодательств, особенно тех, что регламентируют пограничный контроль, и разработка новых методик оценки объектов интеллектуальной собственности;
  • разработка процедур по обеспечению защиты информации, которая несет в себе коммерческую тайну, и размещенная в информационных системах. Здесь необходимая фактически новая правовая база (другой не существует), рекомендации по критериям отнесения информации к коммерческой тайне.

  • Оставить комментарий

Зарегистрируйтесь и авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий